- Добродетель и порок
- врожденная у человека "нравственная потребность" требует непременно удовлетворения; все проявления человека в этом направлении контролируются нравственным чувством, отзывающимся одобрительно или порицательно, и этот контроль неизбежен и неотвратим. Деятельность наша, направленная к удовлетворению нравственной потребности, становится постепенно более или менее определенной: согласною с требованиями нравственного закона или несогласною. Человек называется добродетельным или порочным, имея естественно приобретенную способность к нравственно-доброму поступанию или к нравств.-дурному. Внутреннее настроение человека неделимо, поэтому можно говорить об одной только добродетели или об. одном пороке. Но проявление этого настроения весьма многоразлично и неодинаково у людей, сообразно их индивидуальным склонностям и свойствам, и потому говорят о различных добродетелях и пороках, но надо помнить, что это проявления единой добродетели или единого порока. Так как человеческое настроение не остается неподвижным, а все изменяется и развивается, то и добродетель и порок постоянно находятся в процессе "происхождения", приближаясь или удаляясь к идеальной стадии развития нашей нравственной свободы, когда она станет или идеально-доброю, или идеально-злою. Эти общие соображения о добродетели и пороке одинаково применимы как в христианской этике, так и в этике вообще, но в христианстве всякая нравственная сила рассматривается, как полученная от Бога и на Нем покоящаяся, поэтому христианская добродетель должна ближе определяться признаками смирения и веры с надеждою. В основу социальных отношений христианская этика кладет "любовь", между тем как в философской этике ставится "справедливость", признаваемая и христианством, но растворяемая в любви. Религиозный источник христианской нравственности и христианская цель общества внутренно и существенно объединяют между собою 4 главных добродетели древней этики (мудрость, мужество, воздержание и справедливость) и 3 богословских (веру, надежду и любовь).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.